Какие меры предпринимать при невозвращении банковского депозита

В связи с кризисной ситуацией и экономической нестабильностью, довольно часто возникают случаи, когда банк отказывается возвращать депозитные средства. Это относится и к возврату при завершении периода действия договора, и к процессу досрочного его расторжения, в ходе которого вкладчик может потерять не только сумму, равную годовому проценту, но и часть денег с депозита, что предусмотрено договором. Независимо от сложившейся ситуации, возврат должен осуществляться в обязательном порядке.

Условия, регулирующие взаимоотношения финансовой организации и вкладчика, оговариваются документально. Также права вкладчика защищаются законодательными актами Гражданского кодекса. Соответственно, договор не должен противоречить действующему законодательству. Но несмотря на это, банковские организации могут пытаться отказать в возврате депозитных средств, мотивируя это определенными причинами. Стоит рассмотреть подробнее, насколько правомерны такие действия.

Сроки возвращения депозитов могут быть разными. После завершения времени действия договора возврат средств выполняется сразу же, по желанию клиента. Если же договор расторгается до его истечения, процесс возврата может занять определенное время. Этот момент должен быть зафиксирован документально с точным указанием сроков.

В разных банках условия получения средств при досрочном расторжении депозита могут быть различными. В преимущественном большинстве случаев, процесс возврата занимает от 1 до 7 банковских дней. Но при значительной сумме вклада, для осуществления выплаты может понадобиться больше времени и это вполне обоснованно, ведь финансовому учреждению необходимо изыскать соответствующий объем денег. Главное, чтобы предложенные банками временные рамки не противоречили основополагающим актам, регулирующим финансовую деятельность.

Реальное положение при возврате депозита таково, что при обращении клиента в банковскую организацию с подобным требованием, он получает отказ. Конечно, ему никто не говорит, что средства не будут выданы вовсе, вначале просят просто подождать определенный срок, мотивируя это отсутствием свободных средств и различными другими причинами. Но каждый раз дата возвращения депозита оттягивается и в результате деньги все равно остаются в банке, а клиент теряет огромное количество времени.

Чтобы избежать такого затягивания по срокам, требование о возвращении вклада необходимо оглашать не устно, а оформлять в письменной форме, обязательно в двух экземплярах, один для клиента, другой для банка. При подаче заявления нужно настоять, чтобы документ был зарегистрирован с присвоением номера и соответствующим обозначением на экземпляре клиента.

При экономическом кризисе на расторжение депозитов досрочно может быть наложен мораторий, как это случилось в 2015 году. Подобные меры предпринимаются в том случае, если среди вкладчиков возникает паника и они стараются как можно быстрее вывести средства из банковского оборота. Это существенно нарушает работу финансовых организаций и приводит к их дестабилизации. С одной стороны, это вполне закономерно и направлено на устранение последствий кризиса. С другой — противоречит действующему законодательству, согласно которому вкладчик может распоряжаться собственными средствами, в том числе и депозитами, по своему усмотрению и вправе досрочно расторгнуть договор.

Читайте также: Банки и кредиты — добро или зло

Но стоит учитывать, что данные меры относятся к категории форс-мажорных и тоже регулируются соответствующими законопроектами. Поэтому, если введен мораторий, все банковские организации подчиняются требованиям Национального банка Украины, а тот в свою очередь, действует в рамках принятого ранее законопроекта.

Во время периода действия моратория не стоит настаивать на досрочном возвращении депозита. Через некоторое время ситуация стабилизируется, и средства будут возвращены. Если же жизненные обстоятельства сложились так, что деньги нужны немедленно, нужно обратиться в банк. При отказе банковской организации в удовлетворении требований можно подать иск в суд, подкрепленный документами, которые свидетельствуют о срочной необходимости в деньгах. В преимущественном большинстве случаев, подобные разбирательства решаются в пользу вкладчика.

Если никаких изменений в работе финансовой организации не присутствует и банк функционирует в штатном режиме, но при этом вклад не возвращает дольше времени, оговоренного в договоре, необходимо направить заявление в НБУ. Претензия обязательно подтверждается документами, свидетельствующими о нарушении права вкладчика:

  • копией договора по оформлению депозита;
  • квитанцией о внесении денег на счет;
  • копией заявления, которое было направлено в финансовую организацию;
  • уведомлением от банка, принявшего заявление, о его получении;
  • копией письма из банка с ответом, если оно было отправлено вкладчику.

Все подобные заявления, как в банк, так и в НБУ, необходимо отправлять при помощи письма заказного типа с уведомлением. Такая форма обращения гарантирует подтверждение поступления заявления и его принятие на официальной основе.

После рассмотрения всех предоставленных документов, НБУ принимает определенные меры, которые направлены на решение вопроса. Обычно, после этого банк должник в самые короткие сроки осуществляет возвращение депозита. Если же невозврат средств зафиксирован во множественных случаях, руководство финансовой организации может быть отстранено от управления или же у банка отзывается лицензия на оказание финансовых услуг.

Помимо обращения в НБУ, можно одновременно подать иск в суд. Решение судебных инстанций будет однозначно в пользу вкладчика. Иск оформляется по соответствующему образцу, в этом деле могут помочь компетентные юристы, и дополняется копиями тех же документов, как при направлении заявления в НБУ.

Осуществлять обращение в Национальный банк Украины и судебные инстанции нужно только в случае наличия письменного отказа от банка должника, или же игнорирования требования вкладчика более 30 дней.

Если присутствует невозвращение вклада финансовой организацией при уже отозванной лицензии, придется направлять обращение в Фонд Гарантирования Вкладов и дополнять его полным пакетом документов, список которых указывался выше. При оформлении депозитных вкладов необходимо учитывать, что предоставление государственной гарантии предполагает определенные ограничения, с которыми стоит ознакомиться изначально, до заключения договора. Если учесть этот фактор, то можно гарантировать компенсацию средств даже при отзыве лицензии у банка должника.

После подачи документов в Фонд Гарантирования Вкладов и их рассмотрения, средства должны быть возвращены в оговоренный законодательно срок посредством других финансовых учреждений, продолжающих деятельность на территории Украины.

Отдельно нужно рассмотреть ситуации, когда финансовая организация не возвращает депозитные средства по причине наступления форс-мажора. Это могут быть природные катаклизмы, действия военного характера, массовые беспорядки и другие обстоятельства подобного плана, относящиеся к категории стихийных. В подобном случае банк не имеет возможности оказывать на них никакого влияния и это учитывается в договоре. Соответственно, банк вправе не исполнять своих обязательств при наступлении подобных ситуаций.

В случае форс-мажорных обстоятельств, оговоренных в договоре, каждый вопрос решается на индивидуальной основе. Тут не лишней будет помощь юристов, которые помогут подготовить необходимые обращения в соответствующие инстанции.

This template supports the sidebar's widgets. Add one or use Full Width layout.